Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

жилле никола франсуа

Энциклопедический словарь

Жилле́ Никола́ Франсуа (Gillet) (1709-1791), французский скульптор. В 1758-77 профессор АХ в Санкт-Петербурге. В станковой и декоративной пластике нарядность стиля рококо сочетал с элементами композиционной строгости в духе классицизма («Парис с яблоком», 1757).

* * *

ЖИЛЛЕ Никола Франсуа - ЖИЛЛЕ́ (Gillet) Никола Франсуа (1709, Мец - 7 февраля 1791, Париж), французский скульптор. Окончил парижскую Академию живописи и скульптуры. В 1746-1752 стипендиат парижской Академии в Риме. Первая известная работа «Парис, держащий яблоко» (1755), за которую был удостоен звания академика находится в фонде Лувра. В 1758-1777 профессор АХ в Санкт-Петербурге. Приехал в Россию по приглашению графа И. И. Шувалова. Скульптуры в стиле рококо (см. РОКОКО) с чертами классицизма. (см. КЛАССИЦИЗМ) Статуи: «Амур со стрелами» (1770, мрамор, Екатерининский дворец), «Зима». Многие работы не сохранились, большинство его монументальных замыслов не были осуществлены (проект памятника Екатерине II для Твери, медальоны для Троице-Сергиевой лавры, изображающие императорских особ - Анну Иоанновну, Елизавету Петровну, Екатерину II и цесаревича Павла). Воспитал плеяду молодых русских скульпторов, в результате чего русская скульптурная школа встала вровень с западными.

Гуманитарный словарь

ЖИЛЛЕ́ Никола Франсуа (1709-91) - франц. скульптор, учился в Королевской акад. живописи и скульптуры в Париже у Л. С. Адана, в 1746-52 стипендиат Франц. акад. в Риме, в 1757 избран академиком Парижской акад. С февр. 1758 по сент. 1777 руководил скульптурным классом АХ в С.-Петербурге. С 1765 - проф., с 1766 - советник, с 1767 - адъюнкт-ректор Петербургской АХ. Система преподавания Ж. давала его ученикам хорошие навыки как в работе с натуры, так и в композиции. За двадцать лет работы в академии из его класса вышли все крупнейшие русские скульпторы 2-й пол. 18 в. - Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев, И. П. Прокофьев.

По своим теоретич. воззрениям Ж. тяготел к классицизму, но его практические работы - "Аллегория живописи" (1758-60), бюст вел. кн. Павла Петровича (1765), бюст камергера И. И. Шувалова (1760-62), бюст П. И. Шувалова (1759) свидетельствуют о том, что он был еще всецело пленен кокетливой грацией рококо. Помимо портретов и мелкой пластики, Жилле работал в области декоративной скульптуры. В 1760-62 он исполнял "резные фигуры" для помещений нового Зимнего дворца, в 1770 - "резные свинцовые фигуры" для покоев вел. кн. Павла Петровича в Зимнем дворце. В созданных им четырех мраморных вазах сочетаются рокайльная грациозность силуэта с тяготением к симметрии, центричности и уравновешенности орнаментальных форм, свойственным классицизму (1774, 1775, Павловский дворец-музей). В 1778 вернулся во Францию и умер в Париже.

Полезные сервисы